В деревне Даниловского района поселились девушки, занимающиеся спасением лошадей.

Дом без углов

На самой окраине одной из деревень Даниловского района недавно появился необыкновенный дом. Он издалека привлекает к себе внимание. Все дело в том, что этот дом без углов: круглые стены, круглая крыша. Да и материал, из которого выполнено строение, необычный — солома. Живут в нем три четвероногих друга… но нет, это не незадачливые поросята из всем известной сказки! В соломенном жилище обитают кобыла Баккара, мерин Цезарь и ослица Ио. Встречает нас их хозяйка — Анастасия ЮСТИНОВА.

— Наш домик не так-то просто сдуть ветром, — смеется она. — Стены его 50 сантиметров толщиной, он собран из плотно утрамбованных соломенных панелей, а стены оштукатурены раствором из глины. Так что он сочетает в себе инженерные идеи всех трех поросят!

В доме два этажа. На первом разместилась конюшня для семи лошадей, на втором будет складское помещение и место для встречи гостей.

— Сейчас мы начали обустраивать это пространство, — проводит экскурсию Настя. — В доме будет место для проведения семинаров, лекционных занятий, да и просто чтобы погреться и попить чаю.

Стройка идет вовсю, ею Анастасия занимается на пару со своей сестрой — Дарьей Юстиновой. Они двойняшки, и умеют, кажется, все на свете!

Каркас и стены дома были изготовлены и собраны на заказ, а вот всю внутреннюю отделку девушки производят своими руками. Возвели перекрытия, положили пол, подняли на второй этаж печку, перетаскали тонны глины, сделали из нее раствор по старинной технологии и оштукатурили им стены.

Почему же такое необычное решение — круглый дом, да еще и из соломы? Все дело в лошадях, хозяйки ориентировались в первую очередь на их потребности.

— Условия содержания у нас — это активная конюшня, — объясняет Анастасия. — Лошади — животные стадные, для них необходимо общение. В закрытых помещениях им психологически находиться очень тяжело. Жизнь в тесных замкнутых пространствах для свободолюбивых и активных животных — мучение.

В конюшне Насти и Даши никаких перегородок нет. Лошади могут свободно перемещаться как по всему пространству, так и выходить гулять тогда, когда им захочется. Отсутствие углов уменьшает риск получения травм.

Материал дома тоже подбирался с мыслью о животных, дышащий и экологичный.

Надышаться перед смертью

— Когда мы выкупили нашу первую кобылу Баккару, она жутко кашляла, буквально задыхалась, — вспоминает Настя. — Кроме того, она часто падала в обмороки по неизвестной причине.

Ветврачи говорили, она, скорее всего, просто сломает себе шею, когда в очередной раз случится приступ.
Сестры вначале из обычной конюшни перевезли ее в частный дом в Ярославле, но там ее состояние не улучшилось. Тогда они решили, раз уж ей суждено так мучительно умереть, пусть напоследок хоть поживет на воле .

— О нас тогда совершенно случайно узнала одна бабушка и позвала к себе в деревню, — рассказывает Настя. — Живет она в полном одиночестве со своей лошадью, по соседству — два полуразрушенных дома, зато вокруг — поля! Один из этих домов мы и сняли в аренду, провели в той деревне лето. Потом у дома рухнула крыша, и мы поняли, что перезимовать там не получится, пришлось на год вернуться в город.

Но идея о жизни в деревне не покидала сестер, и они стали искать земельные участки на продажу. Нашли еще одну бабушку, у которой был подходящий участок. Хозяйке, бывшему агроному, идея с конюшней пришлась по душе, ей хотелось, чтобы земля не застраивалась, а использовалась для сельскохозяйственных целей. Так Настя и Даша приобрели 9 га в поле.

И швец, и жнец…

— Приехали мы туда, поставили летнюю бытовку и на скорую руку сколотили навес для лошадей, — вспоминает Настя. — Ни воды, ни электричества, да еще гроза ужасная — дождь, молнии, гром, грязь вокруг. Сидим и думаем: «Куда же нас занесло?»

Но девушки — энтузиастки, трудности их не испугали. Занялись строительством дома, приобрели и освоили трактор с косилкой, ворошилкой и подборщиком для заготовки сена. «Всегда мечтали покататься на тракторе, но вот уж никогда не думали, что будем на нем работать!»

В планах сестер на территории приюта для лошадей обустроить что-то вроде лесопарка. В этом году они высадили 300 деревьев, посеяли на полях клевер и вику.

— Нам бы хотелось, чтобы люди могли просто приезжать сюда и наслаждаться природой, любоваться гуляющими на свободе лошадьми, заодно получать полезную информацию и помощь, — рассказывают они.
Кстати, к земле девушки относятся не менее бережно, чем к животным: засевание проводят беспахотным способом — разбрасывают смешанные с землей семена поверх растущей травы, что позволяет не травмировать почву.

Баккара, кстати, кашлять перестала и в обмороки больше не падает, а живет активно и счастливо уже три года после того, как врачи поставили на ней крест. К кобыле и ослику присоединился мерин Петя, он же Цезарь.

— Когда мы привезли Петю, он не мог ходить, — вздыхает Настя. — Артроз, болезни спины, проблемы с копытами. Всю жизнь в прокате, вот его там и «укатали». На тот момент ему было 28 лет, сейчас уже 30.
По человеческим меркам это уже почти столетний старичок! Забота новых хозяек и изменение условий содержания сотворили чудо: сейчас Петя, несмотря на свой преклонный возраст и обилие болезней, скачет как молодой! — У него после 30-ти жизнь только начинается! — смеется Настя.

Заботой и добрым словом

Настя показывает целое представление с участием всей троицы. Животные выполняют ее команды: дружно перемещаются стройной шеренгой, куда укажет хозяйка. Баккара играет в футбол, делает поклон, гордо демонстрирует испанский шаг, высоко поднимая ноги, подает Насте оброненные ею предметы. Послушания и обучения питомцев трюкам хозяйки добиваются только при помощи взаимопонимания, грамотно выстроенных отношений и любви.

Сложнее всего, по словам Насти, восстановить доверие животного, подвергшегося жестокости со стороны людей. Но даже пожилой замученный Петя оказался вполне способен к обучению.
Соседи к новым жительницам, построившим странный дом и спасающим, а не эксплуатирующим лошадей, относятся по-разному. Кто-то помог с электричеством и водой, разобраться с техникой, а кто-то смотрит с непониманием. И впрямь — странно: столько усилий и ради того, чтобы несколько лошадей счастливо прожили свои последние годы? История Насти и Даши оказалась еще более глубокой и интересной.

Лошади поставили на ноги

— Любовь к лошадям нам привили родители, — делится Настя. — А точнее — мама Светлана Юстинова. Она была парализована в результате осложнения после родов. Врачи сказали, что ходить она уже не сможет. Но благодаря заботе папы и… лошадям этот прогноз не сбылся.
В детстве Настя и Даша много времени проводили на конюшне. Помогали ухаживать за лошадьми, водили их на водопой. Уже тогда им нравилось просто общаться с ними.
А мама же занялась изучением вопросов иппотерапии. Вдохновленная тем, какую помощь оказали ей лошади, она захотела, чтобы другие люди тоже узнали об этом и могли получать такую помощь. Она создала свой фонд «К здоровью на коне» и несколько лет успешно работала с больными детьми. В России тогда об этом еще мало кто говорил. Она ездила в Финляндию и Германию для приобретения новых знаний и опыта.
Потом обстоятельства изменились, и на десять лет лошади ушли из жизни семьи Юстиновых.

Лошади спасли дважды

— После маминой смерти было тяжело, и мы искали отдушину, вспоминали самые счастливые моменты из детства, — говорит Настя. — Все это было связано с лошадьми. Лошади лечат людей. Это невероятные животные, сколько бы люди над ними ни издевались, они многое прощают. 

Так сестры продолжили традиции своей семьи. Они вернулись к тому, что начала их мама.
— С участием лошадей можно проводить психологические занятия для людей, — рассказывает Настя. — Лошадь с точностью отражает состояние человека, по ней можно узнать, что у него на душе.

При общении с лошадьми человек обретает уверенность в себе, раскрывается, учится гармонизировать свое состояние. Только изменяя себя самого, можно изменить и отношение с животным. В планах сестер создание тренингового пространства для лошадей и людей. Это и обучение ненасильственным методам работы с животными, и проведение занятий для детей и взрослых, оказание помощи детям, испытывающим трудности в общении, зависимым людям, семейным парам.

— Иногда наши гости обижаются, если лошади не подходят к ним, — говорит Настя. — Начинают возмущаться: «Подзовите их, мы же пришли!» Но лошадь — свободное, мыслящее и разумное создание. Если она не хочет подходить, у нее есть на то причины, и это нужно уважать. Мы хотим, чтобы люди научились взаимоуважительному, партнерскому общению. Не нужно подходить к животному только потребительски.

Заповедник для лошадей

Несмотря на немалые трудности они сожалеют лишь о том, что нельзя спасти всех лошадей. Кому возможно помочь, они обязательно помогут.

— Приют не в состоянии вместить большое количество животных, поэтому появилась идея о создании лошадиного заповедника. В климатических условиях средней полосы это задача не простая, но трудностей не боимся и верим, что все получится, ведь мы это делаем не для себя, а для лошадей.

Пока Настя и Даша занимаются всем вдвоем. Строят, учатся, ухаживают за животными и воспитывают их. Постепенно об их проекте узнают другие люди, приезжают познакомиться, чем-то помочь или просто поддержать.

— Мы хотим привлечь различных специалистов, с которыми могли бы сотрудничать: психологов, ветеринаров, специалистов по лошадям, биологов и просто неравнодушных людей, — говорит Анастасия Юстинова. — Распространять информацию о том, как правильно общаться с животными, чтобы люди не питали иллюзий по поводу счастливой жизни прокатных и спортивных лошадей, так же, как и зверей из цирка, которые содержатся в неестественных условиях, тесных клетках и обречены — вместо достойной жизни — на жалкое существование.

Ольга ЦЕЛИКОВА